1. WEB - дизайн

ЗАДАНИЕ. Изучить материал данного раздела.

Виды сайтов

Условно сайты делят на коммерческие (созданные для извлечения прибыли) и некоммерческие (созданные "для души"). Условно, потому что любой некоммерческий сайт в любую минуту может перейти в разряд коммерческих. Также сайты можно классифицировать по цели их создания. Такую классификацию мы и рассмотрим.

Сайт-визитка

Целью такого сайта является предоставление информации о фирме и ее услугах. В реальной жизни мы обмениваемся визитками, но они могут рассказать лишь о названии фирмы и должности того, кто ее вручил.

Если же на визитке указан адрес сайта, ваш потенциальный партнер или покупатель (заказчик) может узнать о вашей компании все, что его интересует. Именно такую информацию размещают на сайтах-визитках: историю фирмы, виды деятельности, заслуги и так далее. Также здесь можно размещать фотографии предлагаемой продукции (если это требуется), цены, акции и прочее.

Особенности: Такие сайты обычно состоят из 5-15 страниц, отличаются строгим дизайном, на них обязательно присутствует логотип компании. Также очень важен подбор доменного имени, в идеале оно должно отражать основной вид деятельности фирмы, быть коротким и запоминающимся.

Новостной сайт

На самом деле это огромный пласт сайтов. Условно их можно разделить на две большие группы: тематические сайты и территориальные. К первой группе относятся сайты посвященные какой-либо теме: политика, экономика, сплетни, игры, музыка, развлечения и так далее.

Ко второй группе относятся сайты, посвященные какой-либо стране, региону, городу и так далее. Объединяет такие сайты необходимость постоянного наполнения их свежими новостями по теме ресурса.

Особенности: Такие сайты требует качественного и интересного контента (содержания), частого обновления, соответствующего дизайна (согласитесь, что сайт, посвященный экономике не может быть оформлен также, как сайт, посвященный музыке), а также присутствия различных технологий для более удобной и интересной работы пользователей (форумы, чаты, опросники, ролики и анимации...).

Корпоративный сайт

К этой группе относятся сайты, выполняющие двойную роль. С одной стороны представительство в Интернете (как сайт-визитка), с другой - средство общения и обмена информацией между сотрудниками фирмы, партнерами и клиентами.

Особенности: Строгий стиль, логотип компании, большой объем, закрытые разделы для сотрудников, разделы для партнеров и клиентов, возможность динамического формирования контента (использование баз данных для своевременного обновления информации), формы обратной связи и так далее.

Сайт для продвижения продукта или услуги

Это сайты-презентации, они призваны рассказать о каком-нибудь новом товаре или услуге, точнее разрекламировать их. Как правило, они представляют собой подробное описание, характеристики, преимущества и красивые фотографии товара или услуги.

Особенности: Такие сайты состоят из одной-трех страниц, имеют яркий дизайн, так называемый "продающий текст" и форму заказа. Часто сопровождаются видео или flash-роликами, а также положительными отзывами.

Сайт Каталог

Как правило, такие сайты необходимы фирмам-производителям каких-нибудь товаров. Например, обойная фабрика может сделать сайт-каталог, где разместит фотографии всех образцов обоев, с их описанием и ценой, а также предоставит пользователю посмотреть выбранные обои в различных интерьерах.

Особенности: Такие сайты содержат много однотипной информации: фотографии продукции, их описание, цены и т.п.

Интернет магазин

Это сайты, которые не только предоставляют фотографии, описания и цены на товары, но и имеют средства приема заказов on-line. Также, в отличие от сайтов-каталогов, здесь могут быть представлены абсолютно разные товары, собранные в отдельные разделы.

Особенности: Дружественный интерфейс, средства приема заказов on-line, возможность оплаты on-line (не всегда). Как правило, пользователю нужно только щелкать по кнопке с товарами, все остальное будет сделано за него (посчитают, упакуют и поблагодарят:)).

Интернет портал

Это мега-сайты: объемные, наполненные различной информацией и предлагающие большое количество сервисов (услуг). Их создание требует много времени и сил, а также целой команды разработчиков.

Особенности: Разве что, масштабность проекта. Все остальное, как на других видах сайтов.

Блог

Все-таки это отдельный вид сайта. Можно называть это как угодно: домашней страничкой, блогом, журналом, но по сути - это тот же сайт. А отличается он тем, что посвящен конкретному человеку и его увлечениям.

Виды дизайна

На сегодняшний день опытные web-дизайнеры различают два вида дизайна сайта: жесткий и "резиновый" дизайн web-сайта. Под жестким дизайном сайта понимается шаблон сайта с фиксированными размерами. Такой шаблон фиксирован по своим параметрам, т.е. ячейки таблиц имеют строго заданную величину, выраженную в пикселях. Также величина ячейки может задаваться различными графическими и иными элементами.

Не сложно понять, что разработка web-сайта по принципу жесткого дизайна очень проста. Web-дизайнер получает полный контроль над пространством сайта, что очень удобно. При этом все элементы располагаются статистически, т.е. в непосредственной «стандартной» близости друг к другу. Используя жесткий шаблон сайта можно добиться того, что посетители с разным размером окна браузера или с разной величиной дисплея будут видеть одну и ту же картинку, т.е. масштабирования как такового нет, и информация в любом случае будет отображаться по заданным зафиксированным параметрам.

Преимущества жесткого шаблона:
- Дизайн сайта будет смотреться одинаково в любых операционных системах, на любых дисплеях. Искажение дизайна полностью исключается.
- Благодаря фиксированным величинам ячейки таблиц можно добиться того, что весь контент на сайте станет более читабельным. Слишком длинный текст вызывает напряжение, и становиться менее привлекательным.

Недостатки жесткого шаблона:
- Жесткий дизайн обладает только одним оптимальным расширением экрана, т.е. web-дизайнер делающий упор на совместимость с экранами 800х600 пикселей рискует поспать впросак, поскольку у обладателей современных мониторов поля как пустые, так и заполненные будут занимать больше места, что выглядит не красиво.
- При оптимизации web-сайта под современные дисплеи, при жестком шаблоне возможно появление полосы прокрутки на старых мониторах, что скрывает часть информации и смотрится не эстетично!

Подводя итоги, подчеркнем, что жесткий шаблон зачастую используется на сайтах, однако данный вид дизайна нельзя назвать универсальным, что дает повод к переходу более практичных и современных решений в области web-дизайна, например "резиновый" шаблон сайта.

Способы верстки сайта

В настоящее время основными способами верстки сайтов являются

  1. Табличный способ, который изучается в данной лабораторной работе.
  2. Верстка сайта с помощью фреймов. В основном используется для создания методических пособий. Смотри, например, данное методическое пособие.
  3. Блочный способ. С помощью тегов <div>...</div>. Здесь не рассматривается в связи с недостатком времени.